Прокладка имеет округлую форму и служит для устранения утечек выхлопных газов. Устанавливается между выпускным коллектором из чугуна и выхлопной трубой двигателя легкового или грузового автомобиля. Фланец коллектора имеет небольшой скос с обеих сторон и гладкую плоскую внутреннюю поверхность. Скошенные стороны способствуют лучшей герметизации, позволяя зажимным болтам или хомуту сформировать круговую блокирующую силу по всей поверхности.
Материал, из которого изготовлена прокладка выпускного коллектора, должен выдерживать температуру до 1300°C и давление порядка 5,4 атм. в фазе выпуска. Это многослойное изделие из ниток огнестойкой ткани, например, асбеста. Прокладка зажимается между двумя сопрягаемыми частями выхлопной системы, заполняя собой все зазоры и трещины, через которые выхлопные газы могут выйти наружу.
Основная причина — большой износ двигателя, который может перегреваться и привести к потере уплотнительной способности прокладки. Это связано с потерей охлаждающей жидкости внутри двигателя. Признаки внутренней утечки — клубящийся белый дым и низкий уровень жидкости в системе.
Неисправная прокладка издает звук, похожий на легкое тиканье или очень сильный грохот, в зависимости от степени ее повреждения. Этот звук не только неприятно слышать. Неисправная прокладка может лишить двигатель мощности и повредить жизненно важные компоненты двигателя, например, выпускные клапаны.
Обычно на фланце коллектора предусмотрены два болта или хомут, которые удерживают прокладку на месте. Для ее замены, эти болты необходимо снять, чтобы выхлопная труба могла отделиться от выпускного коллектора. Из–за постоянного нагрева и охлаждения, на резьбе этих болтов часто образуется ржавчина, и для снятия болтов может понадобиться растворитель или преобразователь. После отделения выхлопной трубы, старую прокладку выпускного фланца можно извлечь из корпуса коллектора отверткой. Новая прокладка устанавливается без использования клея или герметика, а хомут или болты снова затягиваются.