Независимо от года выпуска, конструкции двигателя и других особенностей, каждый автомобиль оснащен топливным насосом. Эволюция автомобилестроения привела и к видоизменению топливных насосов, в результате чего из простых механических устройств они превратились в высокоточных электронных монстров.
Топливный насос предназначен для подачи топлива из бака к карбюратору (в карбюраторных двигателях), на форсунки или топливную рампу (в инжекторных системах), или на ТНВД (топливный насос высокого давления) в дизельных двигателях. Его задача – компенсировать перепад высоты между топливным баком и устройством потребления (карбюратором, двигателем), поскольку бак находится немного ниже по уровню, и топливо не может поступать самотеком.
По принципу работы различают механические и электрические топливные насосы. Механические используют привод от работающего двигателя и размещаются чаще всего рядом с мотором или ТНВД. Электрические приводятся в движение от аккумулятора и генератора, и размещаются внутри бензобака или на протяжении топливной магистрали.
Производительность электрических насосов на порядок выше, чем механических, и подкачка топлива осуществляется более равномерно. В современных бензиновых автомобилях используются именно электрические топливные насосы. Кроме того, электрический насос может подкачивать топливо к ТНВД в дизельных автомобилях вместо механической помпы.
По результативности различают насосы высокого и низкого давления (ТНВД и ТННД). Первые – отдельные системы, устанавливаемые на современных дизельных двигателях или бензиновых с прямым впрыском топлива. ТНВД подают топливо на рампу или непосредственно на форсунки системы впрыска под давлением 600 бар и более. ТННД выдают давление от 3 до 6 бар, в зависимости от конструкции, и используются как вспомогательные насосы или, если высокое давление топлива не требуется, то как основные.
По типу используемого топлива различают насосы для бензиновых, дизельных и газовых систем.